100 лет танкам «Эволюция танков» с Дмитрием Пучковым

Сентябрь 1916-го года. Первая мировая опутала Европу лабиринтом траншей. Война, которой поначалу предвещали быстрый финал, превратилась в затяжную позиционную бойню. Наступление у французской реки Сомма тянулось с начала июля.

Германские войска методично отбивали атаки неприятеля. Счет погибших шел уже на сотни тысяч, но войскам Антанты не удавалось продавить оборону противника. друг друга измором."Эволюция танков" с Дмитрием Пучковым

Ранним утром 15 сентября 1916 года германские войска готовились к очередному контрудару у французской Соммы. огромные металлические чудовища. По окопам пожаром пронеслось: «Дьявол идет»! Началась паника. переваливаясь с бока на бок, стальные монстры решительно продвигались вперед.

Наступление при Сомме одно из самых кровавых сражений в военной истории Британии, но дебют машины смерти получился, прямо скажу, ошеломительным. Трудно поверить, но танки справляют вековой юбилей. Родоначальник нового вида техники стал Мк.

100 лет танкам «Эволюция танков»

1, родина главного оружия 20-го века – Англия. в музее города Бовингтона. Туманного Альбиона задолго до Первой мировой. ходу француза Буйена, с 12-ю пушками, командой из 200 человек и весом в 120 тонн. Появление танков предсказывали и в литературе.

Известный фантаст Герберт Уэллсв рассказе «Наземные броненосцы»довольно подробно описал будущее этих боевых машин. В 1911 году лейтенант австро-венгерской армии Бурштынь разработал вполне реализуемый проект бронированной машины с гусеницами.

Его «Моторгеш́ютц»напоминал классический танк, и в теории имел бы хорошую проходимость и скорость. Но проект лег на полку.

машиностроительного завода Пороховщиков провел испытания боевой колесно-гусеничной машины «Вездеход»скоростью более 26 км\ч. Инженер планировал усовершенствовать машину броней и вооружением. Но проект свернули. После начала

Первой мировой воюющие державы форсировали поиск эффективного средства прорыва фронта. Мощь оборонительных сооружений превышала наступательные силы армий. Ощетинившись пулеметами и артиллерией, стороны зарылись в землю, и постепенно загнали себя в позиционный тупик.

бронированная сила. Бронемашины активно использовались на фронте, но проезд по местности, изуродованной воронками от снарядов и километрами колючей проволоки, был для них невозможен.

Летом 1915-го британский военный инженер, подполковник Эрнест Данлоп Суинтон отправил письмо-меморандум командующему британскими силами во Франции фельдмаршалу Джону Френчус предложением использовать в боевых целях гусеничное шасси американского трактора «Холт».

Свою идею изобретатель вынашивал почти год. Машину он видел на сельскохозяйственной выставке в Антверпене.

Проще говоря, Суинтон предложил перековать орала в мечи. в своем обращении красноречиво уверял: гусеничная бронемашина покончит с диктатурой на фронте известного американского изобретения –пулемета Хайрема Максима. и военному министру Британии – Герберту Китченеру.

Фельдмаршал Китченер отверг идею Суинтона. Но, амбициозное предложение заинтересовало другого министра. Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль инициировал создание «Комитета сухопутных кораблей».

Его основной задачей было проектирование гигантских наземных броненосцев. рассмотрение в Комитете, конкурировали в экзотичности: имея длину в десятки метров и вес в сотни тонн, сухопутные броненосцы были неповоротливы. майора Томаса Хетерингтона. она должна была, на 3-х исполинских колесах, преодолевать 6-метровую стену.

по мнению Хетерингтона, не оставляли неприятелю шансов. Но пятой этого гигантского Ахиллеса являлось слабое бронирование и недостаточно мощный двигатель. Еще один проект -«Сухопутный корабль Педрэйл» -вполне мог снискать лавры первого танка в истории. гусеничные платформы.

Внутри планировалось разместить отряд пехоты с пулеметами и пушкой. 12 троянских коней с противопульным бронированием были заказаны к постройке.

Но, в последний момент, изобретатели решили дополнить машину механизмами гранатометания, самоокапывания и другими полезными, на их взгляд, особенностями. Конструкция проекта продолжила усложняться и —его закрыли.

То ли дело бронированная боевая машина на шасси от трактора, идею которого без устали продвигал Эрнест Суинтон. К тому же, гусеничный трактор Бенджамина Холта был хорошо знаком не только фермерам, но и военным. тяжелых артиллерийских орудий. прислушались.

Первым прототипом танка в истории стала «Линкольнская машина №1», созданная всего за 40 дней, и с треском провалившая испытательный заезд. К концу сентября 1915 года, после работы над ошибками, к смотру был подготовлен новый экземпляр —«Маленький Вилли».

Вот и он, работоспособный прототип танка, в котором, якобы, усматривали некие общие черты с одним из его создателей –У́олтером Вильсоном. Основой этой машины был тот самый 15-тонный трактор «Холт», только перевернутый задом наперед.

Инженер Уильям Триттони его компаньон, автомобилестроитель Уолтер Вильсон, поместили двигатель в середину машины и прикрыли его корпусом из котельной стали, закрепив на каркасе из стальных уголков.

Ходовая трактора оказалась слабовата, и ее заменили на звеньевые гусеницы с жесткой подвеской. В лобовой части разместилась установка под пулемет «Виккерс»; в бортах предусмотрели лючки для стрельбы экипажа из личного оружия. Ирония судьбы, но двигатель у Вилли стоял немецкий, «Даймлер», мощностью 105 лошадиных сил. в передней части корпуса.

Водитель справа управлял двигателем, коробкой передач и колесным хвостом танка, водитель слева –останавливал гусеницы ручным тормозом. Маленький Виллимог передвигаться на скорости чуть более 3-х километров в час ходом вперед, и 1-н км\ч — задним ходом. колесному хвосту, преодолевал рвы шириной до 1, 5 метров. задач «Вилли» еще не дорос Требованием к боевой машине было движение по склону под углом 45 градусов и преодоление рва шириной в 2, 5 метра. Триттон и Вильсон вновь засели за проект машины. Конструкция «Вилли»кардинально изменилась.

Обводам гусеницы придали форму ромба. Верхнюю ветвь гусеницы пустили поверх корпуса для увеличения высоты зацепа, направляющее колесо вынесли вперед. Борта машины оснастили бронированными рамами и защитными листами.

Вооружение смонтировали в спонсонах –выступающих боковых казематах. Этот конструкторский ход, кстати, позаимствовали у броненосных кораблей. 2 февраля 1916 года, после череды испытаний, теперь уже «Большой Вилли»был представлен высокому военному и политическому руководству.

Сухопутный броненосец показал себя хорошо: с легкостью раздвигал заграждения, прорывался через окопы, сминал кустарники и молодые деревья.

Впечатление машина произвела спорное, однако первый заказ был подписан. под обозначением: Марк I. серийное производство. Марк I ожидали некоторые изменения. рубку увеличили. Появилось деление машин на самцов и самок.

Пулеметные самки ощетинились 4-мя «Виккерсами»и одним или двумя пулеметами «Гочкис». Самцов вооружили 57-мм скорострельными пушками «Гочкис»и 3-4 пулеметами. Задача самок во время боя —подавить пехоту в окопах и прикрыть самцов.

Первоначально машину называли сухопутным крейсером или сухопутным кораблем. Летом 1916 года были собраны специальные команды —«тяжелые взводы пулеметного корпуса» —которых, в строжайшей секретности и под усиленной охраной, готовили для обслуживания танка.

Тогда же и решено было придумать Марку«маскировочное название». По легенде англичане «варили»резервуары для воды для русской армии, и при перевозке первых машин на них даже с ошибкой писали кириллицей«Осторожно. Петроградъ».

Один из вариантов названия для секретной машины –Water carrier –резервуар для воды. Водовоз. Оно полностью соответствовало маскировочной легенде. Все бы ничего, только аббревиатура получилась с душком –W. C. — ватерклозет. Перспектива заседать в комитете с говорящим название мне улыбалась ни полковнику Суинтону, ни его коллегам. решили заменить на синоним – бак.

По-английски, танк. Название прижилось. Между испытаниями и показами Марка I, Эрнест Суинтон составил«Заметки об употреблении танков». По его мнению, убийцы пулеметов были созданы в помощь пехоте. Громоздкие крепости должны были преодолевать укрепления и все истреблять на своем пути.

Атаковать стальным монстрам полагалось одновременно, подавляя противника пулеметным огнем и заранее выбирая ландшафт. ¾ расстояния до вражеских траншей следовало поднимать в атаку пехоту.

Постулаты танкового боя Суинтон изложил в начале 1916 года, но для проверки теории на практике не хватало времени –фронт, завязнув в позиционном тупике, требовал помощи Марков. недостатки стальных машин.

Танки падали в окопы, застревали в воронках и просто ломались. Из 49 машин, прибывших для участия в наступлении, на исходные позиции доставили только 32. Остальные либо завязли в грязи, либо сломались.

противопульное бронирование, наводили ужас одним своим появлением. Однако на деле, гигантские ромбы оказались не особо прочными. 10 машин, еще 7 получили незначительные повреждения. Слабыми местами бронированных чудовищ оказались тонкое дно и ходовая часть.

А из-за больших габаритов им сложно было проходить по просекам. Марк I был рассчитан на 8 человек экипажа: командира и 7 нижних чинов. как на палубе. Двигатель и трансмиссия занимали почти всю площадь. Водитель размещался в рубке справа, командир — левее. У бортов — помощники водителя.

Немецкие солдаты прозвали Марк I –дьяволом, исчадием ада. На деле это было похоже на правду. градусов по Цельсию. В танке скапливались бензиновые пары и выхлопные газы. Отравления и тепловые удары с бредом и обмороками были делом привычным. Нелегко далась экипажам первая атака.

Одним из Марков на Сомме командовал Бэзил Энрикес. В секретные танковые войска он попал осенью 1915-го сразу из Оксфорда. и остальное имущество. Рев двигателя деморализовал не только противника, но и оглушал всех, кто внутри.

Самым сложным было наблюдение –смотровые щели давали слабый обзор, перископом на крыше пользоваться, почти не успевали. Осколками наблюдательного прибора Энрикесу серьезно изрезало лицо. Пули, попадавшие в броню, брызги свинца поражали лицои в особенности глаза танкистов.

с забралами, но травмы глаз так и остались самыми распространёнными ранениями танкистов в Первую мировую. при Сомме. Но англичанам всего за 5 часов удалось захватить 10-километровый участок фронта и продавить германскую оборону с минимальными потерями. лихорадки.

Весть о новых боевых машинах разлетелась по всему миру. наземных броненосцев. Закипела промышленная разведка. Россия, не имея возможности участвовать в гонке, внимательно следила за развитием танкостроения в Европе. Французы дебютировали в апреле 1917 года с Schneider CA1.

В отличие от британцев, они оставили на машине шасси от трактора «Хольт». Оправившись от первого шока, Тройственный союз также активизировал производство стальных чудовищ. лучших немецких концернов – А7V. В движение бронированного гиганта приводили 2 лучших Даймлеровских движка, усиленная броня защищала от пуль и осколков. А обслуживал тяжелую и оттого неповоротливую махину экипаж из 18 человек.

1916-й стал для Марк I годом дебюта. Уже через год в производство были запущены модификации Марк II и Марк III. Эти танки отличались от предшественника, прежде всего, отсутствием хвостового колеса.

Также были изменены люки и усовершенствованы смотровые щели, решено было убрать противогранатные сетки. А на Марк III уже усилили броню и расширили каждый 6-й трак. Всего было построено по 50 машин каждого вида. Новым словом в линейке тяжелых английских танков стал Марк IV.

французским союзникам. Улучшения затронули, в первую очередь, броню крыши и бортов. Это защитило машину от оружейно-пулеметного огня. Топливные баки разместили вне корпуса, выхлопную трубу снабдили глушителем.

Топливо стало подаваться принудительно. Спонсоны на этой модели были больше скошены книзу, что частично избавило танк от зарывания в грунт, но не прибавило комфорта экипажу.

Один из первых танкистов —бывший моряк, говорил, что во время движения танк качает, как торпедный катер во время шторма. Изменения коснулись и вооружения. Впервые на Марк поставили пулеметы «Льюис». встречной танковой битве.

Знаменательная встреча 3-х немецких A7V с 3-мя Марк IVи 7-ю Уиппетами произошла весной 1918 год ау французского города Вильер-Брет́онн. машины с плохим обзором начали расстреливать британцев пушками. Англичане не были готовы к такому рандеву.

Пулеметы, которыми преимущественно были укомплектованы британские машины, были полезны лишь при противодействии пехоте, и не могли причинить вред танкам противника. Первый встречный бой засвидетельствовал преимущество пушечного вооружения над пулеметным.

На одном из смотров Герберт Китченерс усмешкой сказал, что «красивая механическая игрушка станет мишенью для вражеской артиллерии». и безапелляционно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
TankWG.ru - хитрости и советы для WoT